В законодательстве планируется закрепить понятие «фермерский продукт» — для того, чтобы пресечь возможное введение в заблуждение потребителя. Такие товары для поддержки малого и среднего бизнеса в АПК также могут продвигаться в системе госзакупок для детского и школьного питания.
Вопросы развития сбыта фермерской продукции обсуждались на правкомиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко.
Вице-премьер отметила, что сейчас для фермеров действуют разнообразные меры поддержки, которые помогают наладить сбыт продукции. Например, в госпрограмме развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции предусмотрены субсидии для малых форм хозяйствования и их объединений. Они могут использоваться на организацию хранения, упаковки, транспортировки товара, а также на приобретение мобильных торговых объектов.
Кроме того, фермеры могут взять льготные инвестиционные кредиты на срок от двух до пяти лет на организацию объектов торговли и оборудования. Только за 2022 год фермеры закупили такого оборудования на 44,5 млн рублей. Помимо этого, сельхозпроизводители могут воспользоваться субсидиями при закупке продукции у личных подсобных хозяйств (ЛПХ).
Грантовой поддержкой пользуется сельхозпотребкооперация (СПоК) — это основной механизм сбора, хранения, транспортировки и реализации продукции от малых хозяйств, говорит Абрамченко. За 2020-2022 год грантами воспользовались более 149 СПоК в объеме 1,9 млрд рублей.
— Кооперативам также предоставляются адресные субсидии на приобретение имущества, сельхозтехники, закупку продукции у членов кооператива. За 2020-2022 году просубсидировано почти 1,5 тысячи заявок на 23,8 млрд рублей, — добавила вице-премьер.
Доступным вариантом сбыта для фермеров становится и онлайн-торговля. По словам Абрамченко, Минсельхоз заключил соглашения с компаниями Ozon и Яндекс о содействии фермерам в реализации их продукции. Так, Ozon обучил более 170 фермерских хозяйств, как выйти на площадку со своим продуктом. А сервисы Яндекса сотрудничают с локальными производителями продукции в каждом регионе присутствия. Еще одна торговая площадка для фермеров — маркетплейс «Свое родное», который развивает Россельхозбанк. Сейчас на платформе представлены почти 11 тыс. фермеров с более чем 110 тыс. наименований продукции. Пользователями платформы стали уже более 1 млн человек.