ВОЗРОЖДЕННЫЙ НАПИТОК ДРЕВНЕЙ РУСИ
Ярославская область славится людьми, преданно хранящими традиции древних ремесел. В селе Варегово Ярославской области, экологически чистом районе, богатом густыми лесами и луговыми землями, располагается производство, где под маркой «ЯрМедокъ» выпускается старинный славянский напиток — медостав.
Создатели компании «Медостав-76» — пчеловоды в третьем поколении. В 2004 году выпустив на рынок собственный мед, они поняли, насколько трудно его продавать, тогда было принято решение сделать продукт, единственный в России. Технология, разработанная компанией «Медостав-76», позволяет получать питейный ставленый мед, качество и вкус которого могут конкурировать с другими напитками как российского, так и мирового рынка.
В Древней Руси медостав производили в VIII — IX вв., позже рецепт был утерян. Мед смешивали с водой, наливали в бочку, обмазывали дегтем (откуда произошла пословица «ложка дегтя испортит бочку меда») и закапывали в землю на 40 лет. После этого периода питейный мед считался выдержанным и готовым к употреблению.
Путем долгих экспериментов и поисков производителям удалось восстановить древний рецепт, не прибегая к употреблению дрожжей и иных вспомогательных элементов: как и в старину, медостав «ЯрМедокъ» состоит только из меда и воды. Материалы, которые используются на предприятии, также полностью естественные: бутылки из стекла, натуральные корковые пробки.
Сегодня под маркой «ЯрМедокъ» выпускается целый ассортимент из 10 видов медостава:
• классический
• клубника
• тыква
• клюква, имбирь и перец (Душегрейка)
• малина
• облепиха
• солод и миндаль (Оршад)
• березовый сок, лимон и мята (Березовица)
• черная смородина
• пантовый
Корреспонденту «Ярославского Агровестника» удалось пообщаться с производителями «Медостав-76» и узнать секреты создания настоящего питейного ставленого меда:
— В чем уникальность технологии приготовления медостава? Сохранили ли вы традиции из прошлого?
— Мы «ставим» медостав холодным способом, не добавляя дрожжей и искусственных ароматизаторов, получаем напиток крепостью до 6% содержания спирта.
В специальном отделении рождается наш питейный продукт: мед бродит в огромных емкостях, смешиваясь с водой. Отличительная черта нашего медостава в том, что мед у нас не вареный и в процессе производства не теряет полезные свойства. В целом время создания этого медового напитка занимает 1,5 года. Когда мед взбраживает, его переливают в «холодник», где всегда поддерживается низкая температура; здесь мед «отдыхает», после чего разливается по стеклянным бутылкам. Так, в месяц мы реализуем около 10 тысяч единиц медостава.
Мы гордимся тем, что в рецептуре нашего продукта присутствуют только натуральные компоненты и свои семейные секреты.
— Какие еще напитки или продукты Вы производите на предприятии?
— Когда мы научились работать с медом, мы поняли, что при добавлении ягод мы можем разнообразить и улучшить вкус продукта. Сегодня в нашем ассортименте существует уже 10 видов медостава.
Нашим уникальным созданием мы считаем мед питейный с пантами. Панты — это молодые, еще неокостеневшие рога благородных оленей (маралов) в период их роста. Мед и панты — издревле сочетающиеся продукты, содержащие большое количество аминокислот. С 2015 года мы сотрудничаем с Костромским Мараловодческим комплексом, который специализируется на производстве пантовой продукции, находящей применение, в том числе, в нашем медоставе.
Кроме того, мы продаем несколько видов меда: классический, с имбирем, с ягодами (клюква, клубника, малина), медово-сливочная карамель. Мы используем только «зрелый» мед, собранный поздней осенью, производимый по технологиям «дикого» меда.
— Покупаете ли Вы мед у ярославских пчеловодов?
У нас есть своя пасека, она разбросана по Брейтовскому и Большесельскому районам, а в Варегово у нас стоят экспериментальные ульи, где мы контролируем наш мед. Собственного меда нам недостаточно, поэтому некоторое количество мы приобретаем у других пчеловодов Ярославской и Костромской областей.
— Каких успехов удалось достичь предприятию на сегодняшний момент? С какими трудностями Вы столкнулись?
Впервые мы заявили о себе в 2012 году на фестивале «Медовый мир», проходившем в Ярославле, тогда наша продукция заинтересовала многих гостей. Через 5 лет официально открылось наше производство — «Медостав-76».
В 2018 году на выставке «Interfood» в Санкт-Петербурге мы получили диплом за лучший продукт в номинации «Алкогольные напитки». На фестивале «Медовуха Фест», организованном Суздальским медоваренным заводом, нам удалось занять второе место.
Сегодня у нашего предприятия есть трудности в реализации продукции на большом рынке, так как торговые сети «не пускают» медостав на прилавки из-за небольшого масштаба производства. Нелегко и в плане продвижения нашего бренда на информационном поле.
— Как реализуется продукция Вашей марки? Пользуется ли она спросом среди покупателей?
— На сегодняшний день мы продаем медостав на экскурсионных маршрутах Золотого кольца, у нас есть склады в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Липецке. После долгих испытаний наш продукт, единственный из медовых напитков, был экспортирован в Китай, сейчас мы готовим поставку в Казахстан. В Ярославской области наша продукция представлена в туристических магазинах, ресторанах и гостиницах.
— Почему для местоположения предприятия Вы выбрали именно с. Варегово Большесельского района?
— Когда мы искали место для расположения производства, нам были важны возможности размещения пасеки. Село Варегово — красивый уголок с богатой и чистой природой, в то же время он расположен недалеко от федеральной трассы, в 40 км от Ярославля. Благоприятные природные условия позволяют развивать хорошую жизнедеятельность пчел. Мы наблюдаем за насекомыми, проверяем, есть ли у них медовая база. К сожалению, в этом году в связи с засушливым летом количество меда оказалось меньше обычного.
— Какие планы развития у Вас есть на будущее?
— Планов развития у нас очень много. Мы выкупили территорию и здание бывшего молочного завода в Большом селе, планируем переехать туда и организовать большую разливную линию. Хотим развить крупную пасеку примерно в тысячу пчелосемей, чтобы там могли трудиться и начинающие пчеловоды.
В центре с. Варегово мы думаем создать Музей Медовухи с дегустационным залом, чтобы гости могли узнать интересные исторические факты о питейном ставленом меде и непосредственно попробовать наш продукт. Например, мы раскрыли, что история известной фразы из сказки «я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» уходит в глубокие времена Древней Руси. Раньше питейный мед пили из маленькой чаши, которая называлась «душник мерный». Если мужчина поднимал напиток к губам, то почти все содержимое оказывалось на бороде — «по усам текло, а в рот не попало».
Здесь, в Варегово, мы также начали работу над производством пантовой продукции. По уникальным рецептам и при помощи современных агропромышленных технологий мы создаем прополисную и чаговую воду, различные эликсиры, которые обладают лечебными и профилактическими свойствами.
В будущем думаем над строительством туристического оздоровительного комплекса, где можно будет принять пантовые и медовые ванны, попробовать процедуру апитерапии — «сон на пчелах».