Анжела Богданова считает: когда дело по душе – работать ты уже не будешь
На юго-восточной окраине Ярославля в поселке Куйбышева без малого 25 лет существует частное конное хозяйство «Ямской двор». Хозяйкой в нем Анжела Богданова. Она, сколько себя помнит, всегда тянулась к лошадям, можно сказать, любила этих сильных, грациозных животных, с детства мечтала завести свою лошадку.
И первую купила в 16 лет – в тайне от родителей накопила денег: поводки для собак изготавливала и продавала на барахолке, хомячков разводила – тоже на продажу. И мечта сбылась – в 1990 году купила и привела на подворье первую лошадь.
Любовь к лошадям передалась и ее старшей дочери Марии. Она вспоминает, что даже в детский садик на Липовую Гору ее возили на пони. В хозяйстве автомобилей тогда не было, все грузы на лошадях и телегах возили. Сейчас, конечно, и трактор есть, и «Газель» грузовая, и японский джип с прицепом, куда сразу две лошади помещаются.
У Богдановых в хозяйстве на двух подворьях 28 лошадей, а еще три дойные коровы, семь телят. Летом коровы под сто литров молока дают, так что хватает и на всю семью. Кони у Богдановых разные, каждый со своим характером. Вот самый старый в конюшне конь Эльфаст. Ему 21 год. Он – это прямо история любви человека и лошади. Анжела ему как «мамочка», так близкие ее и называют. Кобыла при родах погибла, и Анжела буквально слабого жеребенка выходила, выкормила, в его стойле иной раз спала. Этот конь для души, он и работал-то, говорят, раз пять за всю жизнь. Однажды его продали, но через несколько дней новые хозяева вернули: не ест, не пьет, кусается, топчет всех. Вот такая лошадиная привязанность.
14-летний Цыган – конь крупный, покладистый, помесь владимирского тяжеловоза с орловским рысаком. Это любовь друга семьи Анны Бахаевой. Вначале она была рядовым клиентом, а потом, как говорит, «застряла», стоило лишь раз прокатиться и не можешь уже отказаться, с плохим настроением после общения с животным уже не уходишь. Теперь Анна, как на работу, сюда приходит минимум два дня в неделю. Муж обижается — совсем тебя не вижу. Интересуюсь у Марии, откуда такая у них любовь к лошадям, уж не было ли в роду цыганской крови. Смеется: все мы чистокровные русские, правда, прадед, рассказывают, был донским казаком. А какой казак без коня?
Непосредственно с клиентами работает Мария. Гости обычно берут часовую прогулку. Из них 15 минут – это инструктаж по технике безопасности, клиент получает шлем, жилет. Новичок, как правило, вначале боится. Мария провожает его, держа лошадь за уздцы, за околицу поселка, в поля. Там паника проходит, человек успокаивается. А когда он возвращается с прогулки – на лице восторг и улыбка. Кроме того, Богдановы выезжают на фотосессии, различные праздники, детские дни рождения, свадьбы. Бывают и дальние поездки – в Иваново, в Нижний Новгород.
Шесть лет назад стали они разводить фризскую породу лошадей. Перевозили они по просьбе знакомых двух кобыл фризской породы, а трехгодовалый жеребец остался у них на постой на три дня. И так он уважительно к людям относился, прямо не характер, а золото. Буквально в него все влюбились. И вначале купили одну фризскую кобылу, потом вторую, чтобы не было ей скучно, потом жеребца. И пошла порода.
Покладистым характером отличаются также и кони белорусской породы. А уж умны: покажешь один раз – и достаточно, все понял.
Были в «Ямском дворе» и владимирские тяжеловозы – животные мощные, сильные: и грузы возили, и поля на них пахали. Но в 2011 году украли у них пять владимирских тяжеловозов.
Лошадей Богдановы покупают, как говорят, из плохих рук: травмированных, больных, худых, с поведенческими расстройствами. Или, бывает, человек «исполнил мечту» — купил лошадь, но вдруг выясняется, что ее ведь надо кормить, и это удовольствие стоит денег — от 12 до 15 тысяч рублей в месяц. И отказывается владелец от животного. А у хозяев «Ямского двора» все лошади отъедаются. Помимо сена дают им здесь, пропуская через собственную зернодробилку, кукурузу, овес, а также, покупая в сетях просрочку, овощи, фрукты, даже ананасы, персики, и пряники.
Конечно, здешняя работа – тяжкий труд, с утра до вечера. Бывает лошадь заболеет, и вот спасаешь, круглосуточно ее лечишь. Некоторые работники такого напряжения не выдерживают, уходят. Но как мудро говорит Анжела: найди дело по душе – работать ты уже не будешь.
Гордость семьи – 12-летняя дочь Даша. Она с четырех лет участвует в соревнованиях на пони, завоевала немало наград – медалей и кубков. Сейчас выступает в конкуре на крупном, высотой в холке 130 сантиметров, пони Дейзи Бай Верона уэльской породы.
По субботам и воскресеньям в конюшнях «Ямского двора» многолюдно: приходит заниматься учебная группа – около десяти человек. Помогают по хозяйству, выезжают в поля, катаются, умеют уже обращаться с животными.
Чем они будут заниматься в будущем – трудно сказать. Но одно ясно – привязанности и понимания животных у них теперь не отнимешь. Это закладывается на всю жизнь.