В 2024 году на цифровую трансформацию АПК планируется выделить из бюджета более трех миллиардов рублей. В числе инструментов — ИИ и единая цифровая платформа, содержащая сведения о ситуации в отрасли.
Правительство России в конце прошлого года актуализировало стратегическое направление в области цифровой трансформации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов до 2030 года. «Предприниматели смогут воспользоваться современными технологиями для роста урожайности, оптимизировать затраты, наладить каналы сбыта продукции и получить целый ряд других конкурентных преимуществ для сельского хозяйства», — отметил премьер-министр Михаил Мишустин.
К примеру, за несколько лет планируется полностью перевести в цифровой формат услуги по оформлению всех видов господдержки. К 2026 году показатель цифровизации здесь должен достигнуть 50 процентов, в 2027-м — 75, а в 2028-м — 100 процентов. Также в марте 2025 года планируется запустить в промышленную эксплуатацию единую цифровую платформу агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов. Она позволит быстрее и эффективнее анализировать и прогнозировать отраслевые показатели.
Какие направления АПК сегодня наиболее перспективны с точки зрения цифровизации? Приоритетом могут быть сферы растениеводства и животноводства в направлениях, связанных с воспроизводством урожая или поголовья, — посевной материал, селекционные породы, рассказали «РГ» в пресс-службе АНО «Цифровая экономика».
Директор Agrotech Hub биомедицинского кластера «Сколково» Наталья Чернышева среди перспективных направлений цифровизации выделяет технологию точного земледелия, позволяющую повышать эффективность растениеводческих процессов. А также комплексные системы управления фермами, в первую очередь для молочного животноводства.
«Сегодня уровень цифровизации выше всего в перерабатывающей промышленности. Там ИT-система является частью оборудования. Далее идет животноводство и потом растениеводство. На полях не всегда есть доступ к телекоммуникационным сетям», — рассказала «РГ» эксперт. Впрочем, по ее словам, цифровые технологии сегодня есть во всех сферах, например, система отслеживания местоположения техники на поле или система аналитики и прогнозирования для молочных ферм. Последняя отслеживает надои, помогает обнаружить болезни животных на ранних стадиях.
«По нашим данным, большинство компаний АПК основными целями цифровизации считают оптимизацию затрат на ресурсы, снижение риска непредвиденных поломок техники и оборудования, повышение эффективности производства», — рассказал «РГ» директор по развитию бизнеса в АПК компании К2Тех Александр Эдер.
Например, для оптимизации работы в поле аграрии используют агроаналитическую систему, для эффективного функционирования элеватора внедряется IoT-платформа, позволяющая учитывать всю производственную номенклатуру и отслеживать ее движение.
На заводе и на складах используется технический документооборот, системы оперативного планирования и управления процессами (APS, MES), управление складом (WMS), промышленная аналитическая платформа (BI) и т.д.
Технологии ИИ могут применяться практически во всех сферах сельского хозяйства
Обновленное правительством РФ стратегическое направление цифровой трансформации АПК предполагает, в частности, внедрение в рабочие и управленческие процессы искусственного интеллекта и других новейших технологий. Они могут быть задействованы в системах автоматического орошения, для обработки полей беспилотным транспортом, для сбора спутниковых данных о состоянии почвы.
«Технологии ИИ могут применяться практически везде в сельском хозяйстве, — считает Наталья Чернышева. — Основной эффект они дают при обработке большого объема разнонаправленных данных. Например, в случае с полем — это параметры почвы, погоды, конкретной сельхозкультуры. Все они изменяются достаточно динамично, и это необходимо учитывать, чтобы принять оптимальное решение».
Тоже самое, по словам эксперта, относится к животноводству, где нужно учитывать показатели здоровья животных, климата внутри фермы, состава кормов и прочее.
Для внедрения цифровых технологий в АПК требуются нетолько финансы, но и изменение менталитета
«Технологии ИИ стоит внедрять на всем цикле создания и переработки продукции, например, цифровые платформы комплексного управления агробизнесом с применением Big Data (большие данные. — Прим. ред.), мониторинг сельхозугодий и процессов животноводства с помощью компьютерного зрения, дронов и IoT, аналитику изображений дистанционного зондирования земли, автономную сельхозтехнику», — отметили в АНО «Цифровая экономика».
Если говорить о том, что используется уже сейчас, то проведенное АНО исследование выявило наличие эффективных отечественных решений с ИИ в таких процессах как разведение скота (в том числе мониторинг его состояния, подача корма и доение), закупка сырья, анализ почвы, внесение удобрений и полив, учет ресурсов и урожая, управление персоналом, контроль бизнес-процессов, планирование сельхозработ и т.д.
В исследовании компании «Яков и Партнеры» отмечается, что расширение мероприятий по внедрению цифровых технологий — один из действенных способов повышения эффективности АПК. По оценке аналитиков, к 2030 году цифровизация могла бы обеспечить прирост производительности труда в российском сельском хозяйстве на 15,6 процента (накопленным итогом), увеличить объемы производства на 3-5 процентов, в зависимости от типа предприятия, снизить себестоимость на 5-20 процентов и приносить дополнительно от 800 миллиардов рублей ежегодно.
В АНО «Цифровая экономика» отметили, что эффектом от цифровизации АПК для государства будет обеспечение продовольственной безопасности страны, увеличение ВВП, рост производительности труда в сельском хозяйстве. Бизнес же за счет новых технологий может увеличить урожайность сельхозпредприятий, снизить издержки на управление качеством и контроль технологических процессов, повысить прозрачность бизнес-процессов.
15 процентов может составить рост производительности труда в АПК за счет цифровизации
«По нашим подсчетам, с помощью информационных технологий можно до 25 процентов снизить затраты на посевной материал и при этом повысить урожайность на 10 процентов, — рассказал Александр Эдер. — В молочной промышленности цифровые решения позволяют увеличить молочную продуктивность стада, уменьшить затраты на обслуживание фермы, повысить качество продукции и снизить ее себестоимость на 20-30 процентов».
По словам эксперта, ИТ-решения помогают отслеживать и контролировать все этапы производства «от поля до полки». Кроме того, цифровые платформы помогают связать региональных сельхозпроизводителей с покупателями как внутри страны, так и за ее пределами, что создает новые возможности для развития предпринимательства в АПК.
«В портфеле Фонда развития интернет-инициатив есть несколько решений для агросектора, например, цифровое земледелие, которое позволяет учитывать и прогнозировать объемы удобрений и топлива, осуществлять мониторинг техники, помогать агроному лучше управлять культурами и полями. В результате эффективность бизнеса повышается на 20-25 процентов», — рассказал «РГ» директор Акселератора ФРИИ Дмитрий Калаев.
Правда, по его словам, несмотря на очевидную пользу таких решений, их пока использует меньше половины сельхозпредприятий в стране. Распространение цифровизации тормозит недостаточная квалификация сотрудников и невысокий темп жизни отрасли. Если в банках или телеком-компаниях цикл внедрения новых продуктов составляет месяцы или кварталы, то в АПК циклы часто привязывают к сезонам года, что может растягивать процесс на несколько лет.
В условиях санкций и ухода с нашего рынка зарубежных вендоров, актуальным становится также вопрос импортозамещения — внедрения российских цифровых технологий.
Отечественные решения есть, и они сейчас достаточно активно разрабатываются и внедряются разными игроками рынка, отметила Наталья Чернышева. «Пример — отечественный продукт «Молоко 2.0», который может заменить зарубежную систему управления молочной фермой DairyComp. Наш разработчик — компания «ПЛИНОР» — получила грант на доработку этой системы и ее пилотное внедрение», — рассказала эксперт.
По ее словам, крупные агрохолдинги уже достаточно активно внедряют различные цифровые решения. Сложнее процесс идет у средних и небольших игроков. Тут требуются не только финансы, но и изменение менталитета — готовность внедрять новые технологии, перестраивать бизнес-процессы, чтобы получить максимальный эффект.