ТРЕНД НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ЗАМЕТНО УСИЛИЛСЯ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ | апк76.рф

Самостоятельный туризм в последние годы превратился в устойчивый тренд – за 5 лет доля тех, кто имеет опыт самостоятельной организации путешествий, выросла на 11 п.п. с 37% до 48%. В то же время доля приверженцев покупки пакетных туров сократилась на 5 п.п. (14% в 2019 году и 9% сегодня).

МОСКВА, 27 июня 2024 года. Аналитический центр НАФИ более 10 лет занимается исследованием туристической активности и туристических предпочтений россиян. Динамика измерений показывает, что за последние годы самостоятельные путешествия – когда туристы сами составляют маршруты, бронируют отели и покупают билеты, словом, создают индивидуальный турпродукт «под ключ» –  превратились в устойчивый тренд. Как росла доля приверженцев такого подхода к организации поездок, и кто предпочитает пользоваться исключительно пакетными турами – читайте в новом исследовании[1].

За последние три года туристические поездки (как по стране, так и за границу) совершали 62% жителей России. По сравнению с замером прошлого года, россияне стали немного активнее – доля путешественников выросла на 4 п.п., однако сегодняшняя активность значительно выше той, что была до пандемии.  

Таблица 1. «Совершали ли вы какие-либо туристические поездки за последние 3 года?», в % от всех опрошенных

 

2019

2020

2023

2024

Совершали

55

44

58

62

Не совершали

45

56

42

38

 

Портрет современного путешественника – это человек среднего возраста (чаще от 25 до 45 лет), проживающий в городе (чаще в крупных городах), обладающий высшим образованием, работающий и имеющий доход выше среднего. Интересно, что среди женщин доля путешественников выше, чем среди мужчин – 60% против 55% среди мужчин.

Исследование показало, что выбирая между самостоятельной организацией отдыха и покупкой туров под ключ, большинство россиян отдают предпочтение первому варианту. Опыт таких путешествий за последние 3 года есть практически у каждого второго жителя России (48%), причем большинство предпочитают покупать билеты и бронировать отели исключительно самостоятельно (39%), а каждый десятый чередует самостоятельную организацию путешествия с покупкой туров (9%).

В динамике 5 лет доля самостоятельных путешественников выросла на 11 п.п., в 2019 году о таком опыте заявляло чуть больше трети населения (37%). Чаще самостоятельные путешественники встречаются среди женщин, россиян старше 35 лет, жителей сельской местности, не работающих и обладающих средним и низким уровнем дохода.

В то же время доля активных приверженцев путешествий по туристическим путевкам сокращается. Если сравнивать 2019 год и 2024 год, то их стало на 5 п.п. меньше (14% и 9% соответственно). Чаще других в туристические агентства обращаются работающие граждане (11%) и россияне с высоким доходом (11%).

Таблица 2. «Имели ли Вы за последние 3 года опыт самостоятельной организации путешествия?», в % от всех опрошенных

 

2019

2020

2023

2024

Да, такой опыт имею

37

33

44

48

Да, все путешествия организовывал самостоятельно

29

29

35

39

Да, чередовал самостоятельную организацию путешествий с покупкой туров

8

4

9

9

Нет, такого опыта нет

14

10

11

9

Затрудняюсь ответить, не помню

4

1

3

5

Не совершал туристических поездок

45

56

42

38

 

Если смотреть на частные детали организации путешествий, то за последние 5 лет почти в 2 раза больше россиян при планировании поездок намереваются сами бронировать отели и покупать авиа- или железнодорожные билеты, также немного выросла доля тех, кто предполагает брать в аренду автомобиль.

Таблица 3. Доля россиян, планирующих организовывать свой отдых самостоятельно (по видам предпринимаемых действий)[2], в % от всех опрошенных

 

2019

2020

 2023

2024

Планируют самостоятельно искать и покупать билеты на специализированных сайтах

34

44

59

58

Планируют самостоятельно искать и бронировать жилье с помощью специализированных сайтов

32

43

58

56

Планируют арендовать в отпуске автомобиль

12

16

22

17

*Сумма ответов может составлять более 100%, так как у респондентов была возможность выбрать несколько вариантов ответов


Людмила Спиридонова, исполнительный директор Аналитического центра НАФИ:

«Развитие цифровых сервисов значительно повысило доступность туристических услуг. Причем не только для активных жителей крупных городов, но и россиян из сельской местности, а также граждан с самым разным уровнем дохода – каждый получил возможность выбрать и организовать путешествие, которое ему подходит.

Запрос на пакетные туры от агентов тоже сохраняется, особенно среди россиян, которые доверяют готовым решениям от экспертов отрасли. И здесь мы видим перспективу роста интереса к путевкам, особенно, если сами туроператоры предпримут ряд шагов – расширят ассортимент предложений не только в отношении зарубежных поездок, но и внутреннего туризма с учетом финансовых возможностей, культурного и географического запроса разных путешественников».

Методология: всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в июне 2024 г. Опрошены 1600 россиян возрастом от 18 лет из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

Аналитический центр НАФИ – исследовательские решения для бизнеса

 

Аналитический центр НАФИ – исследовательская компания широкого профиля, один из лидеров российского рынка. Центр предоставляет полный спектр исследовательских услуг: изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, такие как измерение и повышение лояльности клиентов (NPS), изучение потребностей и привычек потребителей (U&A) и другие, рыночный анализ и бизнес-консалтинг. Компания основана в 2006 году. География исследований охватывает российский рынок, большинство стран СНГ и Восточной Европы.

НАФИ входит в топ-3 самых цитируемых российских аналитических агентств и имеет более 200 упоминаний в РИНЦ. Результаты исследований – новые знания, точная и релевантная информация, на основе которой принимаются важные и обоснованные управленческие решения. Данные Аналитического центра НАФИ используются бизнесом, государственными ведомствами, российскими и иностранными компаниями, общественными организациями и СМИ.

 

Контакты для СМИ:

Варвара Осипова
osipova@nafi.ru
+7(925)095-7207

 

Сайт Аналитического центра НАФИ — https://nafi.ru/

Исследовательские решения
Открытые исследовательские проекты
Telegram НАФИ – оперативная и эксклюзивная аналитика

[1] Всероссийский опрос проведен Аналитическим центром НАФИ в мае 2024 г. Опрошены 1600 россиян старше 18 лет из всех регионов РФ. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует население РФ по полу, возрасту, уровню образования и типу населенного пункта. Статистическая погрешность данных не превышает 3,1%.

[2] Указана сумма процентов выбранных ответов «Точно да» и «Скорее да» на вопрос «Если говорить о Вашем предстоящем отпуске или туристической поездке, насколько вероятно, что Вы…»

ТРЕНД НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ЗАМЕТНО УСИЛИЛСЯ ЗА ПЯТЬ ЛЕТ