Со следующего года агрострахование может стать обязательным условием получения льготных кредитов в растениеводстве. Этот вопрос сейчас обсуждается в правительстве РФ.
Опрошенные «РГ» эксперты по-разному относятся к изменениям. При этом все признают: развитие страхования в России необходимо. Причем без дополнительных мер стимулирования оно будет развиваться слишком медленно.
Государство уже давно говорит аграриям, что страховать посевы нужно. И дело даже не в том, что это мировая практика, которая уже два века доказывает свою эффективность. В нашей стране всегда была повышенная надежда на государство. И, откровенно говоря, агробизнес привык к тому, что в случае хорошего урожая они как частные предприятия получают абсолютно законный доход и прибыль, а в случае каких-либо природных катаклизмов государство все равно «не бросит», покроет убытки из бюджета, чтобы не допустить катастрофы и, таким образом, спасет всех.
«До какого-то времени так и было. Но в 2010-м году в Таганроге тогдашний президент России Дмитрий Медведев на совещании, посвященном аномальной засухе в России, предупредил, что эту порочную практику необходимо прекращать. Если вы занимаетесь бизнесом и получаете прибыль, то несете ответственность за это», — вспоминает редактор Национального аграрного агентства Инара Халмеева.
Начиная с девяностых годов система страхования в России развивалась нелинейно. Были свои сложности, в том числе в системе агрострахования, с господдержкой. Не секрет, что в какой-то момент на рынке появились недобросовестные компании, целью которых было собрать максимальное количество страховых площадей, получить под них государственные деньги, а в случае каких-то ЧС и неурожаев — не заплатить деньги. Да, этот период становления отрасли был неизбежным и был недолгим. И система достаточно быстро себя скорректировала. Но этого хватило, чтобы многие агропредприятия, особенно небольшие фермерские хозяйства, у которых каждый рубль на счету, обожглись на этой теме и решили не страховать посевы.
«Некоторые фермеры считают, что они отдают свои деньги ни за что. Страх все еще сидит в умах многих аграриев», — говорит президент Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области Александр Родин.
В последние годы, несмотря на все капризы природы, серьезных климатических форс-мажоров на территории Российской Федерации не было. Но если чрезвычайная ситуация произойдет, незастрахованным хозяйствам придется сложно.
К счастью, таких хозяйств с каждым годом становится меньше. Постепенно позитивных кейсов, когда аграриям выплачивали адекватные и очень даже хорошие компенсации, становится все больше. Государственное информирование, публикации в СМИ и прямой обмен опытом между фермерами делают свое дело.
Яркий пример — фермер из Воронежской области Исламутдин Ахмедханов. После засухи 2010 года получил хорошие компенсации. «Наша страховая все сделала четко. Компания признала факт форс-мажора, взяла данные по нашей средней урожайности за последние пять лет, посмотрела, сколько мы потеряли в текущем году, и выплатила нам эту разницу, исходя из актуальной рыночной стоимости зерна, — рассказывал ранее фермер. — Оформление было элементарное. Они с нами во время уборки сделали контрольный обмолот, посчитали гектары, сами составили акты и перечислили деньги на мой счет», — рассказал «РГ» Исламутдин Ахмедханов. Сейчас ситуация в целом по стране меняется к лучшему».
Без дополнительных государственных мер стимулирования агрострахование будет развиваться медленно, признают эксперты, опрошенные «РГ»
В целом в России отмечается ежегодный устойчивый рост застрахованных площадей. Но эксперты понимают, что темпы роста пока недостаточные. Например, если случится аномальная засуха, под ударом окажется около половины всех агропредприятий страны.
«Понятно, что тем аграриям, кто не страхует посевы, обязательство по страхованию для получения льготных кредитов может показаться дополнительным бременем. Но нужно также понимать: если государство выделяет льготные субсидии, оно должно быть уверено, что деньги буквально не «сгорят» где-нибудь в жарких донских степях или не «вымерзнут» под Воронежем, — говорит Инара Халмеева. — Если люди не готовы брать на себя риски или считают их несущественными, то они просто могут пользоваться обычными коммерческими кредитами. Это тоже нормально».
В России отмечается устойчивый рост застрахованных угодий, но темпы пока недостаточные
Хотя надо иметь в виду, что коммерческие банки при льготном кредитовании также часто ставят условием страхование урожая. Банкиры ведь деньги считать умеют.
При этом в том или ином виде государство уже обязывает аграриев страховаться при получении господдержки. Например, как отмечают профильные аграрные СМИ, по постановлению Правительства РФ при возмещении из бюджета части затрат на производство и реализацию зерновых культур, если урожай не был застрахован, то применяется понижающий коэффициент 0,7, а с 2024 года — 0,5.
Стоит добавить и про риски в свиноводстве, где есть угроза африканской чумы свиней, и в птицеводстве — с угрозой птичьего гриппа. Производители в этих отраслях прекрасно понимают цену риска, поэтому в животноводстве среди серьезного бизнеса таких «смельчаков» уже просто не существует. Конечно, государство снова старается сделать все максимально мягко и безболезненно. Меры все еще обсуждаются, и неизвестно даже, введут ли обозначенные выше меры в ближайший год или нет. Но то, что в среднесрочной перспективе альтернатив страхованию нет, это факт.