Не пчеловод, а пасечник | апк76.рф

Сергей Андриянов живет на два дома. С ноября по март – он ярославец, а с апреля по конец октября он переезжает в деревню Тимонино Богородского района Нижегородской области.

Здесь на краю деревни у него пасека. Он пчеловод в третьем поколении – пасеку держал еще дед Андрианова, механизатор и пахарь, известный на всю округу Василий Иванович Ершов. Все каникулы маленький Сережка проводил в деревне у деда, помогал на пасеке, был главным «информатором» по роям: следил, чтобы вовремя уловить новорожденный рой и сообщить деду. Но любовь к пчелам пришла не сразу – тогда десятилетний мальчик норовил сбежать с пасеки на деревенский пруд, где дни напролет проводили время его сверстники. Держала ульи и мать Елизавета Васильевна, вплоть до своей кончины. Потом пасека по наследству перешла к сыну.

 К тому времени Сергей прошел большой жизненный путь. Он родился, вырос и закончил школу в крупном нижегородском городе — Дзержинске. Потом уже в Горьком (так в советские годы назывался Нижний Новгород) закончил политехнический институт и по распределению в 25-летнем возрасте приехал в Ярославль, откуда родом была молодая жена.

Направление было на завод «Ярполимермаш», где и проработал Андрианов мастером, старшим мастером, потом газорезчиком 30 лет, пока не вышел на пенсию по вредности. Появилось больше времени и Сергей стал заниматься пчелами. И даже не ради меда. Ему нравится наблюдать за природой и за этими удивительными летучими созданиями – пчелами. А какой аромат, вспоминает Сергей, фантастический: запах цветов, липы, мелькание и гул десятков тысяч насекомых способствует умиротворению и философским раздумьям. Поэтому себя Андриянов считает не столько пчеловодом, а скорей называет себя пасечником, наблюдателем за природой и пчелами.

Сергей Андрианов испробовал разные породы пчел: карнику, карпатку, среднерусскую, но больше всего ему понравилась порода итальянская пчела, как он ее любовно называет «рыжуля». Пять лет тому назад лишь пчелиная семья этой породы выжила после морозной зимы. И дала потом прекрасное потомство. Пчелы итальянской породы относительно миролюбивые и спокойно остаются на сотах при разборке улья, в этом отношении уступают только кавказским пчелам. Итальянские пчёлы, как правило, достаточно трудолюбивы

Сергей Андрианов не перестает учится пчеловодству разными способами. Многое он почерпнул и у известных ярославских пчеловодов-практиков Евгения и Ольги Скупновых. Ищет информацию в Интернете. Недавно прослушал интернет-лекции российского гуру пчеловодства из Новосибирска, доктора сельскохозяйственных наук Владимира Кашковского, изучил все его восемь четырехчасовых занятий. Ну и свой опыт помогает. Сергей Михайлович придумал осенью подкармливать пчел сахарным сиропом, по 5 литров на улей. Так они легче зиму переносят, меньше каловых масс в кишечнике скапливается, и по весне в марте они не так угнетены.

Зима – самое сложное время для нижегородских пчел. Их хозяин уезжает в конце октября в Ярославль. Деревня летом большая – в две улицы, а на зиму остаются три соседки. Вот их Андрианов и просит приглядывать за домом и ульями в саду. Конечно, за зиму бывают и потери: как-то два улья разграбила, видимо, ласка, любит этот зверек медом полакомиться. Пришлось для безопасности сделать для ульев из фанеры вторые корпуса.  

Хозяйство в общем небольшое, в этом году в зиму уйдет 14 семей. От матери ему досталась советская механическая трехкассетная медогонка, мощности ее вполне хватает на откачку меда. В этом году взяток поздний. Так что качал Сергей мед на Медовый Спас. Мед пасечник, в основном, не продает, а снабжает родственников, друзей и односельчан.

Впрочем, прополис Андрианов продает, а пергу делает только под заказ. Любимое лекарство – трутневый гомогенат: весной крайняя рамка в улье полна трутневых личинок, Андрианов выжимает из них сок и замораживает. Можно пить понемногу как лекарство

Не пчеловод, а пасечник