Ярославская семья занимается инструментальным осеменением племенных пчелиных маток
Пасека Евгения Викторовича и Ольги Евгеньевны Скупновых находится в деревне Старово в левобережье Некрасовского района. В Старово у Скупновых большой дом и участок земли в 50 соток. На нем расположена пасека в 150 ульев. И дом, и все хозяйственные постройки на участке – дело рук хозяина. Тут и зимовник, напоминающий большой блестящий ангар, где зимуют пчелы.
Отдельно стоит мастерская, где хозяин заготавливает рамки – до 2500 на сезон. Тут почти все станки сделаны своими руками. Даже трактор во дворе и тот самодельный. Евгений Викторович рассказал, что с молодости рукастый был, по этой причине даже строительный техникум в Ярославле бросил — появилась у него тогда мечта – аэросани самому сделать, и ушел на завод учеником токаря, чтобы втулки и другие детали выточить.
Евгений Скупнов любил учиться. Он долгие годы был начальником всех загородных баз Ярославского шинного завода, а там были и дачи, и пионерские лагеря, и базы отдыха. Работа сложная, но он после работы шел и учился на трехгодичных курсах пчеловодов народного университета охраны природы. Диплом получил в 1987 году.
Ольга в Феодосии закончила с отличием Политехнический техникум, стала специалистом по технологии общественного питания. Потом переехала жить в Ярославль, где заочно получила высшее образование, была индивидуальным предпринимателем. В 2008 году закрыла бизнес и с тех пор она занимается пчеловодством вместе с супругом. Впрочем, пчелами заинтересовалась еще в детстве, когда ездила в Кировскую область, где у дедушки, учителя биологии, была в деревне своя пасека.
Помимо пасеки в Старово у Скупновых пасека в Краснодарском крае в станице Махошевской, там ульев побольше – 250. И хозяйничают там дети –дочь Ирина и зять Александр. Тот по профессии строитель, но вслед за женой потянулся к пчелам. Они переехали на юг, где пасеки гораздо рентабельнее, чем в ярославских краях. Так уже пять лет и существуют две семейные пасеки. С Кубани в Некрасовский район везут пчелопакеты, матки и акациевый мед, которого в Ярославии не бывает. На юг отправляются рамки и другой инвентарь собственного производства.
Впрочем, мед для Скупновых-старших уже побочный продукт. Хотя в прошлом году они получили полторы тонны меда, а бывали годы, когда и до пяти тонн выходило. Но трудности сбыта меда и других пчелопродуктов заставили Ольгу с Евгением искать другую нишу. Сейчас вот две тонны лежат на складе — не можем пока продать, говорит глава семейства. Покупательная способность населения упала, да конкуренция выросла — многие сейчас пытаются пчеловодством.
В этих условиях Скупновы переориентировались, взявшись за инструментальное осеменение племенных пчелиных маток. Выбирая породу, остановились на пчелах Бакфаст, которые отличаются редким набором ценных качеств: миролюбие, плодовитость, устойчивость к болезням, крепкое здоровье.
Конечно, у Бакфастов есть и слабые места – уязвимы они и страдают, как и все пчелиные породы, от клещей Варроа. Поэтому Скупновы скептически относятся к так назваемым «зеленым» пчеловодам и к отказу от химических препаратов.
— Если откажешься от химии – будешь без пчел, — заключает Евгений. – Только химическими препаратами можно избавиться от клещей. Ни органические кислоты, ни чеснок и другие народные хитрости не помогут. Люди вон лечатся лекарствами, и химия им помогает.
Племенных маток породы Бакфаст Скупновы покупают за рубежом – в Германии, Австрии и Белоруссии. По скайпу супруги общаются с пчелиными осеменаторами из разных стран, обмениваясь тонкостями и секретами.
У Скупновых в отдельном помещении устроена стерильная лаборатория, где под микроскопом отбирают сперму у племенных трутней, а затем на специальном станке племенную пчеломатку искусственно осеменяют под наркозом. Работа ювелирная, ответственная, ею и занимается Ольга Скупнова. Таких специалистов в России пока немного. Инструментальное же осеменение пчелиных маток – это самый надежный способ контроля за спариванием. Его преимущество – в точной информации о происхождении родителей. В противном случае пчелиные семьи будут вырождаться, постепенно теряя ценные качества.
Свою продукцию – пчелопакеты и пчеломаток породы Бакфаст, а это до полутысячи штук в год – они отправляют покупателям по всей России – от Сочи и Абхазии до Архангельска. Есть у них и русскоговорящие коллеги в Аргентине, Канаде, США с которыми они обмениваются опытом.