«Пчеловодство – это шахматы: один неправильный ход, и все развалилось».
Известный ярославский пчеловод Михаил Столбов в середине марта побывал на своей пасеке в с. Селище Гаврилов-Ямского района. В нынешнюю зиму у него ушли 65 семей. В иные годы бывало на пасеке и больше ста ульев. Увы, в этот раз он обнаружил, что 19 пчелосемей не смогли перезимовать – погибли. Причины разные. Одна из них – сырость в улье, в этом случае пчелы начинают потреблять больше корма. Обычно им достаточно зимой в день 45-50 г, а в этот раз расход меда оказался выше. В общем, потери для бывалого пчеловода вышли немалые.
Пчеловодством Михаил Столбов занимается больше 30 лет из своих нынешних 67. Сколько себя помнит, всегда испытывал тягу к земле. В свое время хотел получить сельскохозяйственное образование, но вуза по этому направлению в Ярославле тогда не было. Поступил в ЯрГУ им. П.Г. Демидова на экономический факультет, закончил его и лет 20 трудился на комбинате «Красный Перекоп». Потом еще 15 лет Михаил работал на Ярославском НПЗ.
Параллельно, живя в отцовском доме, он разводил всякую живность – то кроликов держал, то кур. А уже будучи в деревне, завел гусей, стадо было немаленькое – 60 птиц. Свои 20 соток на усадьбе до сих пор вскапывает вручную, выращивая морковь, картофель, свеклу, перцы, огурцы, а яблок в семье хватает всем вплоть до весны.
В 1988 году Столбов перебрался в Селище на родительский участок, где впоследствии купил дом. А через год приобрел по соседству пасеку, всего три семьи.
Пчеловодство – дело заразное, стоит только попробовать. Поначалу ходил в лес, расставлял там ловушки, за сезон до 15 пчелосемей ловил. За своими же пчелами начинаешь ухаживать, постоянно присутствуешь при ульях, рассказывает он. На зиму для прокорма пчелам кладут мед или конди – смесь пудры и собственного меда.
Пчелы у Столбова среднерусской породы, правда, по словам пасечника, в чистоте ее практически не осталось. Возможно, удастся вывести чистопородную нашу пчелу любимскому пчеловоду Груздеву в его питомнике. Порода эта хорошо приспособлена и к нашему климату, и к среднерусской природе.
Мне иногда удивительно, продолжает Столбов, в поле цветет все, а синтеза нектара нет. Вообще этот феномен нектаровыделения слабо изучен. Иной раз пчелы могут принести в улей от 6 до 10 кг меда, а могут и 300 г. Бывали сильные семьи, когда с улья снимал по 60-70 кг. Год на год не приходится. Например, в 2017 году Медовый Спас приходился на 14 августа, а лето было холодным, поэтому меда не было. Появился только с улучшением погоды.
Обычно Михаил выставляет ульи к началу цветения черемухи в начале мая. Однажды ему попалась сильная пчелиная семья –16 рамок в улье. Выставил их в середине апреля, когда цвела ива, к концу месяца было у них уже 25 кг меда.
По словам Михаила Столбова, пчеловодство можно назвать «шахматами» сельского хозяйства, здесь очень много производных. Один неправильный ход – глядишь, все развалилось. Требуется постоянное самообразование – новая литература, классика по пчеловодству, обмен опытом с коллегами, и, конечно, личный многолетний опыт.
Сергей задумывается о передвижной пасеке. Например, у него 100 семей, у соседа 40. Радиус лета пчелы – 2,5 километра. Получается, что они пасутся на одной территории, и корма на всех не хватает.
Пчеловод гордится тем, что давно уже ходит на пасеке с голыми руками. Укусов не боится. Более того, считает, что пчелиный яд отлично стимулирует железы внутренней секреции в организме. А прополис – сильнейший природный антибиотик. Многие из его клиентов постоянно берут и прополис, и пчелиный подбор. А пергу древние славяне, например, клали в мед для сбраживания, поскольку в перге присутствуют дрожжи.
Употреблять мед лучше всего с теплым, не выше 40 градусов, чаем. Если температура выше, то теряются полезные микроэлементы, коими этот продукт и славен. Мед надо употреблять каждый день по научно обоснованным нормам – 2-3 чайные ложки. Хранить же мед лучше всего в темном месте при постоянной температуре 12-17 градусов. Не случайно в египетских пирамидах находили тысячелетний мед, и он был пригоден к употреблению.
Когда мы созванивались с Михаилом Константиновичем в последний раз, он уже хлопотал в деревне на пасеке: начинались обычные ежегодные пчеловодческие будни.