Недавно корреспондент «Ярославского Агровестника» встретился с директором Гаврилов-Ямского политехнического колледжа Ириной Николаевной Чидалевой и побеседовал о том, на каком уровне сейчас находится образовательное учреждение с 60-летней историей.
— Ирина Николаевна, добрый день! Читателям нашего журнала интересно узнать об истории колледжа.
— Наше учебное заведение было основано еще в военную пору. Решением Ярославского облисполкома № 679 от 18 мая 1944 года «Об организации профшкол в системе промкооперации Ярославской области» в селе Великое Гаврилов-Ямского района была организована школа портных с контингентом учащихся в 100 человек. В 1961 году профшколу передали в систему профтехобразования и присвоили наименование ГПТУ №17.
В 2004 году база училища переместилась в Гаврилов-Ям, для учащихся ввели среднее полное общее образование, а с 2008 года появилась профессиональная подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 2012 году училище стало ГОУ НПО ЯО профессиональным лицеем №17, а 25 июня 2015 года лицей был переименован в государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Гаврилов-Ямский политехнический колледж.
Кадровое, материально-техническое и информационно-методическое обеспечение как по вновь вводимым профессиям, так и по реализуемым программам приведено в соответствие с нормативными требованиями.
— Какие пути развития выбирает Гаврилов-Ямский политехнический колледж в условиях внедрения новых стандартов образования?
— Сегодня основными направлениями развития нашего колледжа можно назвать:
- создание эффективной системы подготовки рабочих кадров и повышение ее привлекательности для социальных партнеров и работодателей;
- повышение качества педагогических кадров, а именно стажировки преподавателей и мастеров производственного обучения на предприятиях;
- модернизация материальной базы колледжа.
— По каким специальностям и профессиям идет подготовка студентов в Гаврилов-Ямском колледже? Есть ли программы дополнительного образования?
— Колледж осуществляет обучение по четырем профессиям квалифицированных рабочих и служащих:
- слесарь по ремонту строительных машин;
- мастер отделочных строительных и декоративных работ;
- повар, кондитер;
- парикмахер.
А также ведется подготовка студентов по двум специальностям: технология продукции общественного питания и технология парикмахерского искусства.
Для обучающихся Гаврилов-Ямского политехнического колледжа актуальны все направления подготовки. Однако, большей популярностью среди студентов пользуется профессия «Повар, кондитер», а работодатели наиболее заинтересованы в слесарях по ремонту автомобилей.
— Сколько студентов поступило в колледж в этом году? Из каких городов приезжают ребята?
— В этом году в колледж поступило 119 человек на программы СПО и 20 человек на программу основного общего образования. Большая часть абитуриентов проживает в Гаврилов-Ямском районе, но есть студенты из Ярославской и Ивановской областей, а также из Архангельска.
— Как осуществляется учебный процесс в Гаврилов-Ямском политехническом колледже? Где студенты проходят практику?
— Образовательный процесс в колледже осуществляется на основании федеральных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям и специальностям в соответствии учебными планами и программами. Одновременно с получением профессии студенты, принятые на базе основного общего образования, получают среднее общее образование.
Учебная практика проходит в мастерских колледжа. Для прохождения производственной практики заключаются договоры с предприятиями и организациями города и района, автомастерскими, парикмахерскими салонами, строительными организациями, предприятиями общественного питания.
— Как организована инфраструктура колледжа и внеучебная жизнь студентов?
— Все занятия в Гаврилов-Ямском политехническом колледже проходят в оборудованных мастерских и учебных классах, в которых обучающиеся имеют возможность подготовиться к разнообразным конкурсам по профессиональному мастерству, получить необходимые навыки для прохождения практики на предприятиях и в организациях города и района. Для иногородних студентов предоставляется благоустроенное общежитие, где ребята чувствуют себя как дома.
Для активных и любознательных обучающихся в нашем колледже работают кружки по интересам. А также на территории учебного заведения есть спортивная площадка, куда приходят заниматься не только наши студенты, но и ребята из соседних домов.
— Ирина Николаевна, каким образом на базе колледжа реализуются проекты по популяризации рабочих профессий в России? Участвует ли вы в чемпионате «WorldSkills»?
— Ежегодно у нас проходит День открытых дверей, на котором студенты проводят мастер-классы для учащихся школ Гаврилов-Ямского района. Мероприятия, проводимые в колледже, постоянно освещаются в районной газете и по местному телевидению.
Наши студенты являются активными участниками чемпионатов «WorldSkills» по компетенциям «Поварское дело», «Парикмахерское искусство», «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Два года мы участвуем в чемпионате «WorldSkills» — Навыки мудрых по компетенции «Поварское дело». В текущем году студентка Гаврилов-Ямского политехнического колледжа Виктория Хорева заняла в нем первое место и приняла участие в национальном чемпионате.
Кроме того, мы выступаем в региональных олимпиадах профмастерства, организуемых колледжами области. Например, обучающиеся по профессии «Парикмахер» заняли 2 место в четвертьфинале Чемпионата России по парикмахерскому искусству.
— Где работают выпускники колледжа после завершения обучения? Как содействуете их трудоустройству?
— Выпускники, освоившие профессию «Повар, кондитер», работают на местных предприятиях общественного питания: кафе «Радуга», «Трактир на Советской», ресторан «Русь»; в образовательных и оздоровительных учреждениях района: школах, детских садах, санаториях (например, «Искра» и «Сосновый бор»), столовых предприятиях, а также в организациях города и района.
Автослесари и мастера отделочных строительных работ, выпустившиеся из Гаврилов-Ямского политехнического колледжа, трудятся на машиностроительном заводе «Агат», в ООО «Стройкоммунэнерго», а также в автомастерских и строительных бригадах.
Студенты, закончившие обучение по профессии «Парикмахер», работают в таких парикмахерских салонах, как «Фабрика красоты», «Модный дворик», многие стали индивидуальными предпринимателями и самозанятыми.
В колледже функционирует центр содействия трудоустройству выпускников, организуются экскурсии на предприятия города, заключено соглашение с центром занятости населения, который также оказывает студентам поддержку в устройстве на работу.
— Есть ли известные выпускники Гаврилов-Ямского политехнического колледжа, которые уже состоялись в профессии??
Четыре мастера производственного обучения Гаврилов-Ямского политехнического колледжа – это наши бывшие выпускники. Так, Ирина Юрьевна Егорова и Наталья Николаевна Смолякова закончили наше образовательное учреждение по профессии «Парикмахер». Наталья Андреевна Кручинина закончила колледж по профессии «Повар, кондитер», Андрей Евгеньевич Мошков получил в этих стенах профессию «Слесарь по ремонту автомобилей».
В региональном этапе Чемпионата России по парикмахерскому искусству Наталья Николаевна Смолякова заняла первое место, а во всероссийском этапе – второе место, также приняв участие в Международном чемпионате. Андрей Мошков в 2021 году завоевал первое место в региональном конкурсе профмастерства среди педагогических работников области. Наталья Андреевна Кручинина работает у нас только второй год, но уже принимала участие в областном конкурсе профессионального мастерства.
Еще одна выпускница Гаврилов-Ямского политехнического колледжа Галина Евгеньевна Харламенкова получила в Гаврилов-Ямском колледже (который на тот момент являлся профессиональным училищем №17) профессию «портной, закройщик». Сегодня Галина Евгеньевна является директором ООО «Бенд».
— Существуют ли в колледже традиционные праздники и мероприятия?
— Конечно, существуют. Один из них — «День здоровья», который проходит сезонно: осенью, зимой и весной. Все «Дни здоровья» мы проводим на старейшем в России стадионе «Труд». Для участия в этом мероприятии приглашаются ученики школ города и студенты колледжей нашего района. Каждый «День здоровья» имеет свою тематику, поэтому при проведении мы сотрудничаем с соответствующими организациями: МЧС, Молодежный центр, Администрация Гаврилов-Ямского района.
А еще студенты ежегодно с нетерпением ждут День самоуправления, на время которого ребята берут на себя роль педагогов, мастеров и даже директора.
— Откуда приезжают в колледж преподаватели? Проходят ли они переподготовку?
— Все преподаватели и мастера производственного обучения колледжа проживают в Гаврилов-Яме или в селе Великое. Все они имеют педагогическое образование. Преподаватели и мастера проходят курсы повышения квалификации не реже одного раза в 3 года.
— Как Вы оцениваете востребованность профессий и специальностей, по которым колледж осуществляет подготовку?
Эти профессии и специальности востребованы на рынке труда. С 2018 года г. Гаврилов-Ям стал территорией опережающего развития и возможности найти работу нашим выпускникам становится год от года все больше.
— Ирина Николаевна, как изменилась жизнь колледжа за время Вашего руководства?
— За время моего руководства был расширен перечень образовательных программ с учетом потребностей экономики Ярославского региона. В 2015 году было введено обучение по программам подготовки специалистов среднего звена и обучение по программе основного общего образования. Реализовано обучение по трем профессиям и специальностям, входящим в список ТОП-50.
Материальная база колледжа приведена в соответствие с требованиями федеральных стандартов СПО, принимаются постоянные меры по ее совершенствованию. Так, мастерская по компетенции «Парикмахерское искусство» получила аккредитацию для сдачи демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills. В настоящее время готовится мастерская для проведения демонстрационного экзамена по компетенции «Поварское дело».
Обучающиеся и преподаватели колледжа являются активными участниками и призерами областных конкурсов профессионального мастерства. Мы регулярно принимаем участие в общерайонных мероприятиях, за что имеем многочисленные поощрения со стороны администрации и организаций района.
Понимая, что компьютерная грамотность повышает возможности наших выпускников на рынке труда, а также является элементом общей культуры, я как директор колледжа принимаю постоянные меры для совершенствования процесса обучения, использования современных информационных технологий, включая возможности сети Интернет. В настоящее все учебные лаборатории и мастерские имеют доступ к сети Интернет, оснащены соответствующим оборудованием.